Металлические и деревянные краны-укосины применяют для строительства невысоких кирпичных дымовых труб в качестве механизма вертикального перемещения материалов. Применение укосин ограничивают: при строительстве труб высотой 40 м с диаметром не более 3 м, при строительстве труб высотой 60 м с диаметром не более 2 м. Кран-укосина состоит из следующих основных конструктивных элементов: мачты, оголовка и грузовой лебедки.
Особенностью конструкции является простота ее изготовления, легкость транспортировки и установки в рабочее положение, при целесообразном размещении обеспечивается наибольшая рабочая площадь. Конструктивным недостатком деревянного крана-укосины является неоднородность материала по длине мачты, в результате которой опора не представляет однородного стержня, что создает неопределенность в распределении усилий при загружении механизма. Для обеспечения рабочей устойчивости крана-укосины мачту пропускают через скобы, установленные в кладке внутри трубы и закрепляют деревянными клиньями.
Мачта воспринимает вертикальные нагрузки от поднимаемого груза и передает их через скобы на ствол трубы. Деревянную мачту выполняют квадратного сечения 170X170 мм длинбй 6000 мм. На нижний торец мачты закрепляют металлический башмак с блоком и раздвижными опорами. Верхний конец мачты на длине 800 мм выполняют цилиндрической формы диаметром 170 мм. Нижнюю часть цилиндрического участка охватывают металлическим хомутом с развитой верхней частью, верхнюю часть заключают в металлическое кольцо. Металлическую мачту выполняют коробчатого сечения из продольных уголков и плоских поперечных пластин.
Поперечные пластины устанавливают с шагом кратным шагу внутренних скоб, заделанных в кладке, а соединение элементов мачты друг с другом выполняют на сварке. Для удобства монтажа и демонтажа укосины мачту собирают из двух звеньев со стыком на болтах. Крепление металлической мачты в стволе трубы осуществляют по описанному выше способу. Оголовок представляет по форме треугольную ферму из деревянных или металлических элементов. По верхнему полосу в узлах фермы закрепляют ролики для опирания грузового каната.
Поворотом на оси мачты осуществляют необходимое горизонтальное перемещение, поскольку подъем груза выполняется с наружной стороны трубы. Деревянная укосина обеспечивает подъем груза весом 250 кг, металлическая — 350 кг. Шарнирное сопряжение уголовника с мачтой достигают посредством осевого стержня, установленного наверху мачты и подшипника в нижнем узле фермы. Изготовление поворотного деревянного уголовника требует большой точности в подгонке и соединении деталей друг с другом.