Торцевое уплотнение для насоса – это специальный узел, предназначающийся для герметичности насоса в тех местах, где вал проходит через крышку. Герметичность обеспечивается плотным прижатием по торцевым плоскостям двух деталей – неподвижной и вращающейся. Точность деталей должна быть высочайшей, достигается это за счет шлифовки и притирки.
В насосах «сухих» торцевое уплотнение не пропускает жидкость в окружающую среду, а в погружных уплотнение не опускает в воду двигатель, предотвращая тем самым короткое замыкание. Часто чтобы достигнуть точности размещают рядом два торцевых уплотнения на одном валу. В этом случае необходим диэлектрик (охлаждающая жидкость либо масло).
Торцевое уплотнение для насоса может быть разборным или картриджным, сбалансированным либо несбалансированным.
Материалы для уплотнения зависят от жидкости, ее температуры и давления (напора). Они могут быть мягкими или твердыми. Подойдут такие материалы, как карбид кремния, графиты пропитанные смолами, оксид алюминия и многие другие. Резина может выступать вторичным уплотнением.
Стоит сказать, что торцевое уплотнение быстро изнашивается, прихотливо, но при этом самое точное. Более 70 процентов проблем связано с выходом из строя такого уплотнения. На быстрый износ влияют многие факторы, например высокая температура и абразивные вкрапления. Чтобы продлить срок службы уплотнителя, нужно подбирать те материалы, которые соответствуют вашим задачам. Также износ может ускориться из-за неправильного применения.
Для масел или эмульсий должен использоваться витон для уплотнения, поскольку обычная резина не имеет стойкости к продуктам нефтепереработки. Торцевое уплотнение может выйти из строя из-за сухого хода, а, следовательно, перегревания. Необходимо периодически спускать воздух с насоса через специальные выходы. Также должна правильно настраиваться автоматика. Уплотнение может залипнуть – прилипает резина к валу, слипаются поверхности после простоя и т.д. Периодически прокручивайте вал, чтобы предотвратить слипание деталей.
Благодаря уплотнителю уменьшаются потери перекачиваемой жидкости.